Субота, 01.06.2024
DEBARKADER.AT.UA
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Сторінка 1 з 1
  • 1
Модератор форуму: HAMSTER  
Осень наступила, отцвела капуста или Осенние угрозы
Wasser-ratteДата: Неділя, 23.09.2012, 04:28 | Повідомлення # 1
General-Oberst
Група: Администраторы
Повідомлень: 358
Статус: Offline
Уважаемые коллеги - Вашему вниманию ещё одна актуальная статья из журнала "Фарватер". Тем кто захочет своровать и перепечатать - не советую. Господин Парфенюк такие вещи не одобряет, все права защищены.

«Октябрь уж наступил…»

Несмотря на то, что большинство новичков начинает выходить на воду в мае-июне, наиболее опасна для «односезонников» осень. Причин тому несколько, но основных – три. Первая – природная. Световой день сокращается, температуры уже не летние, сумерки наступают рано. А там и похолодание не заставит себя ждать. И если вы на открытой всем ветрам мотолодке ушли далеко от базы – дело плохо.

Вторая причина – в нас самих. Едва научившиеся отличать лодку от мотора «капитаны» чувствуют себя этакими морскими волками, которым на всё плевать. Самые наглые из них до осени на воде не доживают, остальных естественный отбор добивает осенью. Сюда же отнесём и тех, кто, удачно откатав начало сезона, подался «на юга». Пару раз пронесясь по морю-окияну на прокатном катере, вообразил, что и море ему уже по колено, и начал путать Днепр или Днестр с Десной со Средиземным или Карибским морем. С одним «но»: на чужом судне ограничения всё-таки были, зато на своём…
Третья причина – природно-бытовая. Осенью, как и весной, по реке плывут деревья: берега уже давно никто не чистит, сухих и подмытых деревьев повсюду много, а осенние ветры и дожди делают своё дело. Не добавляют радости и рыбаки: из-за поставленных «от берега до берега» сетей доходило и до рукопашной, а то и стрельбы. К слову, упавшие в воду деревья – зачастую рыбацких рук дело. А что вы нарвётесь на топляк и угробите дорогущий катер, их не волнует.
Всё это – далеко не полный перечень угроз и рисков, стоящих перед вами и вашим судном в осенний период. Посему надо чётко придерживаться следующих правил:
• При необходимости дальнего ухода от базы старайтесь приезжать как можно раньше и с достаточным количеством тёплой и сменной одежды; если судно без отопителя, не оставляйте одежду на борту – отсыреет в мгновение.
• Имейте при себе надёжные средства связи, по возможности ставьте в известность друзей-соседей по стоянке о предполагаемом походе и времени возвращения.
• Обязательно имейте на судне спасжилеты (по одному на члена экипажа) и одевайте их в темноте.
• Старайтесь возвращаться засветло, особенно если требуется выход на «большую воду» из незнакомой или засоренной акватории. И желательно вообще не попадать в такие места, а если попали – помнить о существенных колебаниях уровня воды, вызванных работой ГЭС. Иначе можно обсохнуть в 15-20 м от воды, а на затопленной вырубке или корабельном кладбище – пропороть днище.
• Если темнота или непогода застали вас на незнакомой акватории, выход из которой представляется затруднительным, – отойдите от берега, встаньте на якоря, отсчитав длину троса с запасом, и устраивайтесь на ночёвку. Ночевать у берега в незнакомых местах, особенно в заливах у сёл не рекомендуется по вполне понятным причинам.
• На случай экстренного снятия с якоря держите при себе нож-стропорез (с гардой и длиной лезвия 25-30 см – полезная на судне вещь), а также готовые к отдаче запасные якоря и багор.
Далее: и на новых, и на б/у лодках чаще всего не хватает двух вещей – хорошего головного («боевого») света и эффективного отопления. Поскольку об отоплении мы уже писали, сосредоточимся на свете.
Вряд ли разумно и безопасно идти по воде ночью с выключенными фарами. Ведь нужно знать: и что «над», и под «дорогой». От этого зависит ваша жизнь –купаться в ноябрьской водичке, прямо скажем, неприятно. Установите на судно подвижную, на манер джиперской, батарею боевого света. Поверьте, батарея из двух-четырёх фар галогена и двух ксенона стоит не так и дорого, зато приводит к потрясающему эффекту – при определённых углах освещения видно даже то, что находится под водой, не говоря уже о плывущих корягах и т.д. Чем сильнее свет, тем лучше, особенно если предусмотреть противотуманный вариант, что опять же крайне нетрудно.
Теперь – вот о чём. Надеемся, откачивающая аварийная помпа на борту имеется? Не ленитесь время от времени (хоть раз в месяц) интересоваться чистотой водозаборных отверстий. Про «всякий случай» рекомендуется иметь и ручную помпу (электрические, конечно хорошо, но при залитых аккумуляторах работать они, увы, перестают).
С аварийными пластырями сложнее. Они прилагаются далеко не ко всем катерам. Между тем нужда в них может возникнуть весьма неожиданно.
Пример первый. При переходе из Украинки в Киев мотолодка «Днепр» в полной темноте (около полуночи) получила удар в левую скулу. В корпус стала интенсивно поступать вода, пришлось выбрасываться на берег. Уже там рассмотрели: на 5-8 см ниже ватерлинии зияла рваная несимметричная пробоина (9х7х2 см) с загнутыми внутрь корпуса краями. Поскольку специальных пластырей на борту не было, а жильё и подъездные пути находились далеко от берега, то действовали так:
1. Края пробоины отогнули и зачеканили на место, вровень с корпусом.
2. Отыскали достаточно длинные крепёжные винты и большие шайбы к ним.
3. Пластиковую канистру разрезали на куски, перекрывающие площадь пробоины на 5-7 см.
4. Расчистили место для прохождения винтов.
5. Подготовили обработанный солидолом брезент.
6. Из консервных банок (этого добра везде в избытке) вырезали равные пластиковым жестяные полосы.
7. Собрали пакет из следующих (глядя снаружи лодки) материалов: а) жесть, в) пластик, с) целлофановый пакет, d) брезент с солидолом. Всё это прижали к корпусу в месте пробоины (изнутри был такой же пакет в зеркальном отражении), после чего пластырь стянули винтами.
Во избежание водотечности (перестраховались!) большинство грузов было перемещено в корму и к правому борту, куда перешёл и водитель (штурвал по левому борту). На пробоину направили фонарь-переноску для наблюдения за водотечностью. Тем не менее дальнейших сюрпризов не последовало, и уже к 3 часам утра мотолодка благополучно прибыла на базу, пройдя порядка 40 км с пластырем. В таком состоянии она (с частично погруженным пластырем) провела ещё 12 дней, дожидаясь очереди в ремонт – водотечности не было.
Второй случай более весёлый и судно значительно больших размеров. В условиях плохой погоды (сильный туман, видимость 2-4,5 м) 12,5-метровая стальная мотолодка налетела на рыбачью вымостку, в результате чего получила пробоину длиной 4,23 м, шириной 1,5-12,2 см (пострадали три отсека – таранный, форпик и носовой кокпит). Распространение воды в каюту и далее удалось сдержать благодаря вовремя перекрытым дверям и высокому комингсу, а также автоматически включившейся системе откачки. Однако нос судна садился в воду со скоростью до 3 см в минуту, а напор воды на двери каюты возрастал. Было решено использовать носовой (3х3,5 м) и кормовой (4,70х3,70 м) тенты из прорезиненного брезента с утеплителем. Носовой использовался в качестве внутреннего, а с кормового утеплитель был частично сорван. Оба тента при помощи штатных ремней и стропов были притянуты к днищу, после чего воду откачали полностью, между тентом и корпусом залили масло и ввели солидол. Вся операция по постановке заняла до 20 минут, дополнительные работы – ещё 20-30 минут.
Эти случаи – из нашей личной практики, однако были примеры, когда достаточно крупные (до 15 м) суда гибли от незначительных, незаметных для них повреждений из-за паники, либо на редкость тупого поведения экипажей. Помните: то, что ещё терпимо летом, осенью недопустимо, а порой и смертельно опасно. Если у вас возникают наименьшие сомнения в исправности судна, реальности сроков возвращения или водотечности корпуса – внимательно осмотрите судно или вовсе откажитесь от выхода. Не стоит и отправляться в достаточно дальние (как для начинающих) путешествия осенью – отложите их на следующее лето. Лучше жить зиму в приятных ожиданиях, чем год в грустных воспоминаниях.
Прикріплення: 9380550.jpg (156.2 Kb)


Не дізнавшись минулого, не дістанеш майбутнього!
Слава Україні!!! Героям Слава!!!
 
  • Сторінка 1 з 1
  • 1
Пошук:

DEBARKADER.AT.UA © 2024
Зробити безкоштовний сайт з uCoz