СЗ - 20
История этого мотора покрыта довольно густым мраком. У него почти нет лица - кроме этой маленькой фотографии. То, что опубликовано про него - часто противоречит само себе на одной и той же странице. Его история незавидна - созданный в предвоенные годы, он был, по-видимому выпущен достаточно большой партией для комплектования тяжелого понтонного парка Н2П. В одной из книг - наставлений инжинерным войскам написано буквально следующее: "Забортный агрегат СЗ-20 представляет собой бензиновый мотор мощностью 23.8л.с. в едином блоке с трансмиссией и судоходным винтом с тягой на швартовых до 300 кгс., который подвешивается на транец среднего полупонтона. Изменение вектора тяги достигается поворотом всего агрегата на шарнире. Скорость парома с забортным агрегатом на каждом понтоне составляет до 4 км/час." И далее: "Забортные агрегаты СЗ-20 выявили слабые стороны, такие как недостаточная мощность и скорость при передвижении паромов, в связи с чем работы по их развитию были прекращены и производится их замена буксирно-моторным катером БМК-70, принятым на снабжение инженерных войск." Если учесть, что БМК - 70 принят на вооружение к концу 1935 г., то становится понятным, что "устаревшие" СЗ-20 врядли сильно берегли. Конечно, часть моторов дожила до начала Великой Отечественной, когда и была, по всей видимости потеряна вместе со своими парками в боях 1941 - 1942 годов.
Технические данные
Число цил. - 2(?)
Объём цил. см3 - ?
Диам. цил./ход поршня - ?
Норм. число оборотов - ?
Мощность, л.с. - 23,8
Сухой вес мотора, кг. - примерно 80 - 98 кг
Ёмкость топливного бачка - 12 литров (?)
Охлаждение - от напора гребного винта, водяное (?)
Передача на винт - ?
Диаметр / шаг винта, мм - ?
Число лопастей винта - 3
Расстояние от оси винта до верхней кромки транца, мм - около 1200
Продажная цена мотора в ценах 1935г., рублей - в продажу не поступал.
"Октябрёнок"
А - 8
ЛМ - 7
ЛМ - 7 по праву именовался самым мощным советским мотором 30х - 40х- годов 20 века. Более того из моторов, теоретически доступных населению, этот мотор оставался самым мощным до появления "Вихря", когда от ЛМ - 7 не осталось и следа. Но в тридцатые им гордились! Ещё бы - 500 "кубов", 17 "лошадей", 43 кг веса! Если учесть, что первые "Вихри", появившиеся спустя более чем двадцать лет, задыхаясь, выдавали "на гора" 16 - 17 сил - сравнение явно не в пользу последних. К тому же - у ЛМ - 7 бак на моторе, а не отдельный, золотники управления впуском рабочей смеси, два цилиндра. На том сходство заканчивается (ну если не учитывать расположение топливного бака). ЛМ - 7 мотор оппозитный, с цилиндрами по модной в довоенные годы схеме "боксер", т.е. с одновременным рабочим ходом в обоих "горшках". Интересная деталь - до войны мотор считался настолько мощным, что в канавке пускового шнура на маховике не было вырезов для закладывания узлов - считалось, что это может быть небезопасным для водителя! Процесс заводки мотора, особенно нового, имел вид плясок с бубном - но это если верить книге. Там и рекомендации "для усиления компрессии залить в каждый цилиндр по столовой ложке масла(!), и как укладывать кожанный ремень в канавку стартера, и т.п. В реальности же, далёкой от "соцреализма", народ быстро проковырял канавки под узелки пусковых веревок, поставил на карбюраторы пусковые заслонки и начал отливать гребные винты с отличным от заводских шагом. Интересно, что на выпускавшем мотор ФЗУ им. Карлика об этом почине прекрасно знали, и предприняли все меры к усовершенствованию мотора, выпуску которого помешала война. В 1945 году, при рассмотрении будущего типажа от выпуска подобного мотора было решено отказаться. На сегдняшний день схранилось около десятка экземпляров этого мотора, из них несколько в Прибалтике, около 2 - 3 в частных коллекциях в Германии и Австрии, и один в коллекции Политехнического (?) музея.
Технические данные
Число цил. - 2, оппозитные
Объём цил. см3 - 500
Диам. цил./ход поршня - 70х65
Норм. число оборотов - 3750
Мощность, л.с. - 17
Сухой вес мотора, кг. - 43
Ёмкость топливного бачка - 12 литров (!)
Охлаждение - от напора гребного винта, водяное
Передача на винт - 15:27
Диаметр / шаг винта, мм - 270х350
Число лопастей винта - 2 (3)
Расстояние от оси винта до верхней кромки транца, мм - 650
Продажная цена мотора в ценах 1940г., рублей, - 1800
|