П`ятниця, 26.04.2024
DEBARKADER.AT.UA
Меню сайта
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входа

Приветствия.

Так уж получилось, что пришлось мне проектировать лодочки не только для удовольствия... а что поделаешь, крЫзЫс... И вот что любопытно: если предложить заказчику на выбор два-три варианта в принципе однотипных корпусов, то в 90% выбирают те, которые в той или иной степени оформлены в духе давно прошедших лет -- в диапазоне от конца 50-х до середины 80-х. Что-то, вроде вот такого:

И теоретический чертёж:

4_6m-22_5deg-TD





















Или вот такого

M3











Сколь-нибудь современное оформление предпочитают единицы... Объяснение феномену можно найти, и даже -- разные объяснения ;) Например, на стоянках по всему бывшему СССР до сих пор множество "Прогресс" и "Казанка"/"Южанка" и глаз "привык" к характерным пропорциям... Вторая версия более эзотерична: конечно, несознательный элемент всегда предпочитал безвременье и сельские танцульки (aka "ночный клуб") творческому порыву и свехзадачам первопроходцев сверхзвуковых полётов и мечтам о покорении Космоса, но так уж человек устроен, что ему просто нужно чем-то гордится -- победам сборной по хоккею, самой лучшей системой образования и Гагариным... согласитесь, есть разница между продукцией Южмаша (основной, натурально), скоростным речным флотом, магниевыми сплавами картеров трансмиссии самого доступного автомобиля ("15 минут позора -- и ты дома!"), и, скажем, импортом "настоящих итальянских" вещей из Турции и Китая или деградировавшим образованием (превратившимся в покупку "аттестата социальной адаптации")?! Есть разница, есть -- первым гордиться можно, а второе -- клинические симптомы слабоумия... Вот и тянется человек к возвышающему, а не сводящему его к животному миру...

С другой стороны, в сознание большинства жителей "пост-СССР" был внедрён стереотип "обводы с поперечным/-ми реданом/-ами -- не мореходны", и стилистика "пира во время чумы", т.е. art deco, особого отклика в душах не находит... так уж исторически сложилось, что швертботы-"обтекашки" великого конструктора Алексеева или там весьма авангардные шхерные крейсера Люнгстрема "не греют", не до того тогда было большинству, до Гагарина ещё требовалось совершить большие дела и принести тяжёлые жертвы... Тем не менее, в "разбавленном" варианте все эти краснодеревянные корпуса, наборные палубы и кормовые образования с "завалом бортов" нет-нет, а вдохновляют эстетствующих личностей на постройку чего-то "эдакого" -- как водится, по халявным проектам, публиковавшимся во времена расцвета питерского сборника (ещё не журнала!) "Катера и Яхты".

О, какое это было издание! Неповторимое оформление -- да, мутные снимки заставляли скорее додумывать, чем рассматривать, но эти графические этюды, пластичные и элегантные, обилие схем и чертежей... Жаль, что сегодняшние журналы не чтят традиций и копируют худшие образцы "популярной культуры", то бишь -- дурновкусия...

Фактически, человек, решивший всё же построить лодочку самостоятельно, вынужденно выбирает из однообразных и подчас "кривых" бесплатных проектов 60-80-х, без того вдумчивого подхода, к которому пытались привить вкус своими замечательными общеобразовательными статьями Курбатов, Вейнберг или Хейфец.

Так вот, внятно и аргументированно объяснить, в чём же провинились поперечные реданы перед мореходными качествами малых судов, пока никто не смог! Более того, современность вся вращается вокруг этих самых поперечных реданов -- куда ни кинь, везде -- реданы... иногда это мода и "попугайство", реже -- продуманный и рассчитанный шаг, направленный на обоснованные улучшения гидродинамики скоростного однокорпусного катера или катамарана. Конечно, 30-50-футовый go-fast постройки Donzi, Nor-Tec, Fountain или Cigarette и модного в последние годы Outerlimits, это забавная игрушка и веселящий снаряд... только уж совсем-совсем не уместный на Днепре или Москве-реке ;) Речные разъездные катера, более известные как ranbout, находятся в тени пошловатых "кроссовок"-sportcruisers, и не возбуждают умы. О реставрации исторических малых судов у нас тоже как-то подозрительно мало известно, не помогает даже простейшая аналогия с автомобильной техникой, и как результат -- полное незнакомство с историей...

Не менее забавно, что "чиcтокровные" реплики катеров art-deco постройки тех же Dolvic или Van Dam Wood Craft сегодня в Киеве и Москве более экзотичны, чем проект колонизации Марса или, на худой конец, Луны в устах сельского активиста партии... Определеной славой пользуются итальянские повторения пройденного, выпускаемые под  маркой Riva, благодаря своей леденцово-умеренной внешности и некоторой рекламе. И вообще, самодельщик-"вихревод" менее всего задумывается о стиле или вопросе, что же избрать в качестве силовой установки -- Ilmor с ПОК или Sterling с ASD, и потому эскизы, вроде вот такого

Classic_stepped_speedboat-1













Сlassic_stepped_speedboat-7













так и будут пребывать в качестве развлекательно-тренировочных штудий отдельных поклонников "альтернативной истории"... можно, например, выдать такое чудо за "прогулочный катер Василия Сталина", и написать статью об "особой модификации двигателя М-107 Климова" и чрезвычайно секретных (с грифом "перед прочтением -- съесть!") разработках пересекающих поверхность приводов и ЧПВ... и привести "реконструированный по утраченным ныне в архивах ГРУ" ТЧ

Classic_stepped_speedboat-2















Classic_stepped_speedboat-3








А вот такой аппарат "был сконструирован и построен на собственной экспериментальной базе известными конструкторами истребителей Микояном и Гуревичем для Анастаса Микояна"

MiG_model4










Представляете, что за прекрасная статья может получиться?! Аж целая книга "Речные акулы Иосифа Сталина" например, хорошее название, маркетинговое... и пакетик в суперобложку интегрировать -- может и стошнить.

Самое приятное во всём этом то, что такой агрегат можно и построить ;) К истории он отношения не имеет, а вот как красивое мероприятие по приобщению к "назад в будущее" и возможность почувствовать себя "спасающим мир попаданцем" -- запросто.  Корпус, как нетрудно догадаться, не без экстремизма, но -- ничего невозможного в нём нет, даже гидростатика вполне допустима (а РСУ -- идёт лесом со своими "требованиями"), и с чем-то вроде BMW M70B50 и трансмиссией ZF или ASD можно с уханьем надругаться над бездумными гидроциклистами и вызвать переполох в Гидропарке или у Комсомольского острова, что только добавит аутентичности... но придётся запастись парок красных косынок для спутниц, что бы не нарушать изысканность мероприятия.

Но нам-то это не так уж и интересно, не так ли? Мы люди взрослые, и десяток ПЛМ выпуска 40-60-х в гараже и эллинге требует своего корпуса? Тогда можно "ужать осетра", но не поступиться мечтой ("компромисс уничтожает мечту" Р.Бах, книга об аэродинамических закономерностях и возвышении над суетой мирской) -- лёгкий реданный корпус позволит совершать прогулки под ностальгической синей "Москва" с колпаком цвета слоновой кости и непременным 2-хлопастным винтом.

Хотите такой корпус? Их есть у меня!

mall_efficient_boat-stepped-0









Small_efficient_boat-stepped-3










Small_efficient_boat-stepped-4







А если не "Москва", а более "молодая" "Москва-25А" или вовсе "Привет" ранних выпусков? Тогда можно выбрать корпус побольше -- метров шести длиной... ничего-ничего, в искомый период ещё читали литературу, например, статьи Клемента, Евгения, об работах над "оптимальными обводами глиссирующего катера" по материалам буксировок серии 62 в Тейолоровском бассейне, или обобщения по буксировкам моделей серии МБК ("Малый Быстроходный Катер"), из которых недвусмысленно следовало, что увеличение в определённых пределах отношения Lск/Bск (точнее -- от 3,5 до 5,5) позволяет ощутимо снизить сопротивление в широком диапазоне скоростей. Кстати, и по теории и практике конструирования корпусов скоростных малых судов с поперечными реданами в указанных работах было немало весьма полезной информации... не говоря уже о культовом Dynaplane с "авиационной компоновкой" несущих поверхностей!.. В общем, где-то такой корпус может стать пристанищем для "Москва-25А"

6m_stepped_hull-1









6m_stepped_hull-2
















Стилистика утилитарна, как и "Москва", гидродинамика следует рекомендациям Клемента, Евгения, и при наличии твёрдого желания построить нечто подобное -- стучитесь на форум, под клятвенные заверения в верности букве и духу проекта я выдам необходимые выкройки, чертежи и спецификации набора... согласование с РСУ я не возьмусь проводить, но тут всегда есть место для "финта ушами"... В качестве бонуса: конструкция была разработана по материалам "Проектирование деревянных самолётов", М.,1945 НКАП СССР Государственное издательство оборонной промышленности, перевод с английского инженеров С.А.Дорохова, И.Г.Никифорова, В.Д.Яровицкого, под ред. С.Я.Макарова... не будем повторять то, что делал Гар Вуд (хоть и великий человек), у нас принято проектировать лодки как самолёты ("летайте лодками Аэрофлота").

P.S. Сегодня вот образовался по случаю проект очередной ретро-нано-лодочки -- 3,7х1,4м, под 10-20л.с., может служить тузиком на речном судне.

3_7m_tender-1









3_7m_tender-2









3_7m_tender-3













3_7m_tender-4



















D

Поиск
Календарь
«  Квітень 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
DEBARKADER.AT.UA © 2024
Зробити безкоштовний сайт з uCoz